Организация предприятия. Цель, функции и принципы

Названия процессов, экономических и инновационно-инвестиционных видов деятельности социально-экономических систем, а также понятий «инновация», «инвестиции» нуждаются в установлении своих функциональных назначений и корректировке сложившихся сущностных представлений о них. Четкое определение функционального назначения таких дефиниций, как «инновация» и «инвестиция», позволяет более точно установить роль и место данных понятий в инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, раскрыть их реальные возможности влияния на экономический, финансовый результаты, эффективность производства. При этом немаловажным фактором повышения качественной характеристики организационного потенциала выступает формируемое единство представлений у менеджмента о взаимосвязи инвестиционных составляющих понятий «инновация» и «инвестиция», требующих финансовых средств для создания (приобретения) и внедрения технологических, продуктовых, организационных и маркетинговых новшеств, осуществления проектов по обновлению и модернизации основных фондов.
В экономической литературе сложилось устойчивое определение понятий «инновация», «инвестиция», выступающих основой сущностных представлений об исследуемых понятиях: новшество (нововведение) технического, организационно-экономического, технологического характера, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, применяемое в различных сферах деятельности национальной экономики; долговременный вид вложений в обновление капитала хозяйствующих субъектов, в предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты . Исходя из данного определения, можно сформулировать функциональное назначение каждого из понятий.
Так, для понятия «инновация» функциональное назначение может быть сформулировано следующим образом: смена или усовершенствование устоявшихся форм и видов деятельности посредством использования результатов научных исследований и разработок. Данное функциональное назначение понятия «инновация» является одним из содержательных элементов и дефиниции «инновационная деятельность», позволяющим адекватно представить деятельность по созданию инноваций как способности и ресурсной возможности воплощать экономически и организационно привлекательные идеи для функционирующей социально-эконо-мической системы в новые или модифицированные виды продукции, услуг, технологические процессы, способы производства.
Конечным результатом инновационной деятельности при этом выступают такие виды новшеств, получивших практическое применение у хозяйствующего субъекта, как инновации:
- технологические, представляющие собой новый или модифицированный (усовершенствованный) вид продукции, услуги, способа производства;
- продуктовые, как результат разработки и внедрения в производство новых или усовершенствованных видов продукции;
- процессные, основанные на разработке и внедрении новых или усовершенствованных производственных методов изготовления и передачи продукции;
- маркетинговые, включающие в себя новые или улучшенные маркетинговые методы по изменению дизайна упаковки продукции, продаж и презентации продукции, услуг, их продвижения на рынок;
- организационные, выступающие в форме новых методов осуществления деятельности предпринимательскими структурами, их развития в долгосрочном периоде, организации внешнеэкономических связей;
- экологические, являющиеся сопутствующими технологическим, организационным и маркетинговым инновациям, в рамках которых обеспечивается экологическая безопасность.
Функциональное назначение понятия «инвестиции» можно выразить следующим образом: средства, предназначенные для менеджмента в его стремлении изменить качественные и количественные характеристики располагаемых ресурсов на основе трансформации уровня их инновационности, обновления и модернизации.
На наш взгляд, такое функциональное назначение ориентировано на объединение инвестиционных начал в инновационной и инвестиционной деятельности разноуровневых социально-экономических систем для достижения планируемой динамики экономического роста, сбалансированных с качественными и количественными изменениями ресурсного потенциала, с растущим уровнем конкурентных преимуществ.
Установление функциональных назначений понятиям «инновация» и «инвестиция» должно согласовываться с результатами инновационной деятельности, а также с целями инновационной социально-экономической системы. Тем самым устраняется влияние фактора различных целевых ориентаций подразделений инновационного предприятия, но только в том случае, когда ожидаемые экономические и иные результаты инновационной деятельности на различных уровнях управления согласовываются и включаются в целевую направленность инновационного предприятия, качественные и количественные характеристики которой выступают ориентирами достижения в составе стратегии долгосрочного развития . При этом влияние уровня обоснованности выбора для осуществления инновационного проекта (его вариантов) состоит в том, что ошибки при несоблюдении методических рекомендаций по выбору проектов для финансирования сопровождаются существенными отклонениями в процессе определения расчётных и прогнозных цен на создаваемые технологические инновации.
Кроме того, низкий уровень обоснованности экономической эффективности инновационного проекта может быть результатом неполной информации о реальных возможностях создания эффективных технологических инноваций в периодах времени, в которых экономические и инновационные изменения состояния внешней среды не установлены из-за отсутствия информации.
Расширению состава конкурентных преимуществ инновационного предприятия, на наш взгляд, способствует не только дифференцированный подход к определению состава инновационных проектов и направлений инновационной деятельности, обоснованности выбора проектов инвестирования в создание новшеств, но и учёт располагаемого творческого потенциала исследователей и разработчиков, их восприимчивость к идеям технологического, информационного, организационного и маркетингового характера, выдвигаемых во внутренней или внешней среде. При этом происходящие организационные, творческие изменения в процессе инновационной деятельности как в текущем, так и в долгосрочном периодах времени должны сочетаться с действиями менеджмента инновационного предприятия по подготовке участников научно-инновационного цикла к предстоящим изменениям, направленными на преодоление неуверенности в своих творческих, квалификационных возможностях осуществления научных исследований и разработок.
Повышение уровня готовности персонала инновационного предприятия к изменениям организационного и научно-инновационного характера содействует росту уровня конкурентных преимуществ предприятия, производительности труда на основе осознания своей индивидуальной и коллективной ответственности за достижение экономических и социальных результатов инновационной деятельности предприятия .
Формирование общего объёма финансовых средств, необходимых для инвестирования в создание новшеств, обновление и модернизацию основного капитала инновационного субъекта хозяйствования, как одна из основных задач менеджмента по формированию текущего (годового) и перспективного бюджета на осуществление инновационной и инвестиционной деятельности, должно быть непосредственно связано с планируемыми целевыми ориентирами экономических результатов. При этом установление размера финансовых средств, направляемых на проектное инвестирование новшеств, должно быть в инновационном субъекте хозяйствования связано со стратегией инновационного развития, в соответствии с которой выделение средств на стадии научно-производ-ственного цикла может колебаться в пределах высокого и относительно низкого риска вложений в технологические, маркетинговые, продуктовые и иные новшества.
В то же время в зависимости от изменения конъюнктуры рынка инноваций, изменений инновационного уровня внешней среды и имеющейся возможности вложений средств в другие виды деятельности, объёмы выделения финансовых средств в создание новшеств могут зависеть от принятия менеджментом решений, основывающихся на учёте сложившегося или ожидаемого в среднесрочном периоде времени влияния факторов внешней и внутренней сред.
Формирование объёмов собственных и привлекаемых финансовых средств на осуществление инновационной деятельности должно быть тесно коррелировано с инвестиционной деятельностью по обновлению и модернизации основных фондов (особенно их наиболее активных элементов), участвующих как в осуществлении стадий научно-инновационного цикла, так и в производстве продукции, оказываемых услуг. На дифференцированность объёмов финансовых средств, направляемых на создание новшеств и инвестиционные проекты, оказывает существенное влияние текущее состояние и планируемая среднесрочная динамика изменений финансового состояния и в целом эффективности использования ресурсного потенциала инновационной социально-эконо-мической системы, ориентированной менеджментом на рост доходности в текущем периоде времени или в долгосрочном периоде осуществления стратегии экономического развития .
Важно отметить и то, что окупаемость инновационных проектов в значительной степени определяется уровнями их рискованности. Поэтому планирование прибыльности от инновационной деятельности для субъекта хозяйствования по своим объёмам и периодам времени достижения должно уступать другим видам его деятельности.

Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего, возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

В любой науке классификация занимает особое место, она помогает определить принадлежность организации к ой или иной группе по сходным признакам. Рассмотрим классификацию организации по функциональному и целевому назначению.

Целевые назначения организаций:

производство продукции (это, как правило, коммерческая деятельность, направленная на создание продукта. Например, производство шоколада, производство автомобилей и т.д.);

выполнение работ (это деятельность, направленная на выполнение каких-либо работ. Например, выполнение работ по строительству административного здания, выполнение работ по ремонту офисных помещений и т.д.);

оказание услуг (это деятельность, направленная на оказание каких-либо услуг. Например, оказание юридических услуг и т.д.).

По функциональному назначению организации бывают:

Факторинговые (факторинг-это выкуп платежных требований у поставщика товаров(услуг).Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями придавать этим отношениям большую устойчивость. В российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование);

Инжиниринговые (как самостоятельный вид коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика; усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство и даже сбыта продукции.

Лизинговые (лизинг - это форма долгосрочного договора аренды. Договор лизинга характеризуется определенными условиями использования арендованного имущества. По существу, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита; в общем виде он имеет и те и другие признаки. Лизинг рассматривается как эффективный способ финансирования, который обычно выгоден предприятию, когда оно не располагает необходимыми средствами для капиталовложений в оснащении производства).

Понятие муниципальной власти как вида публичной власти. Принципы организации муниципальной власти по Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Понятие и виды муниципальных управленческих организаций по действующему законодательству. Муниципальные казенные учреждения, муниципальные предприятия, межмуниципальные хозяйственные общества, автономные некоммерческие организации и фонды как управленческие организации в структуре муниципальной власти (классификация, целевое назначение, правовой статус, функции). Основные проблемы реализации муниципальных услуг в деятельности муниципальных управленческих организаций.

Местное самоуправление - уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

В ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", 1995 г., была приведена следующая формулировка: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляют общие принципы местного самоуправления:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения;

2) организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;



3) соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;

4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

7) законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;

8) гласность деятельности органов местного самоуправления;

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

10) государственная гарантия муниципального управления.

К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор

экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные

учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом

собственности на закрепленное за ней имущество.

Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Межмуниципальные хозяйственные общества - это организации, созданные в муниципальном образовании на коммерческой основе в целях совместного решения вопросов местного значения.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Муниципальное имущество, находится у муниципальных у унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное

образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не

вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет,

пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение

обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в

соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального

образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению

имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного

управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право

хозяйственного ведения

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются

нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны,оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно.

Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления.

В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

17. Штабные, линейные, функциональные полномочия в организациях. Делегирование полномочий .

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Организационные структуры можно разделить на линейные, линейно-штабные и функциональные.

Гих документов и других источников с разных точек зрения, в том числе и будущего использования. Принципы – это основа любой теории. Они конкре- тизируются в критериях (признаках) и методах. В насто- ящее время они предполагают социально-политическую нейтральность при оценке явлений действительности. Ценность документа – информационные возмож- ности документа, обусловливающие их историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, куль- турное и иное общественное значение. Экспертиза ста- рается при отборе избежать больших потерь информа- ции, но принять на хранение все невозможно, поэтому возникает приоритет более ценного перед менее ценным. В современном архивоведении закрепилось представле- ние о неодинаковой ценности документов. Критерии ценности документов– система научно обоснованных признаков, на основании которых опреде- ляется степень ценности документов. Начиная с 1970-х до начала 1990-х гг. в архивоведении действовала систе- ма критериев, состоящая из 3 групп: происхождения, со- держания и внешних особенностей. В настоящее время предпринимаются попытки переосмыслить критерии. 3 группы критериев: 1. Критерии происхождения: - значение учреждения или лица в жизни общества; - значимость события (явления, предмета), отражен- ного в документе; - время и место образования документа. 2. Критерии содержания: - значение имеющейся в документах информации; - повторение информации в других документах; - целевое назначение документа; - вид и разновидность документа. 3. Критерии внешних особенностей документа: - подлинность; –11– - наличие резолюций, виз, помет на документе; - внешний вид документа, форма передачи содержа- ния, удостоверения и оформления документа (в том числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности); - физическое состояние документа. Рассмотрим, как изменяется отношение к тем или иным критериям. Критерий значения учреждения, в дея- тельности которого образовались документы, в настоящее время имеет иное название и трактовку: функционально- целевое назначение организации. Изменения в жизни об- щества оказали влияние на все его сферы. Перестройка экономики, возникновение разных форм собственности, отказ от жесткой централизации управления в целом и ряде функций особенно (руководство, контроль, планиро- вание, снабжение и др.) стали базой изменения: организа- ционно-правовых форм организаций, ведомственной сис- темы управления (включает только государственный сек- тор), понимания отрасли (не совпадает с ведомственной системой и включает организации разных форм собствен- ности), роли и места организации в системе управления. Изменились связи управления: получили большое развитие горизонтальные связи, вертикальные сохрани- лись применительно к государственной системе; приме- нительно к негосударственным организациям центра- лизованы связи контроля с финансовыми, статистичес- кими, налоговыми органами; расширились связи с по- ставщиками и потребителями (организации-партнеры, посредники). Как результат – изменение характера и объема традиционных функций, возникновение новых (например, маркетинга). Основные функции управления осуществляются самими негосударственными организа- циями или госпредприятиями. Все это приводит к изменению системы документи- рования деятельности организаций, следовательно, оценки –12– и отбора документов. Прежний подход, то есть деление организаций на основные, вспомогательные и обслужива- ющие в ряде случаев невозможен. Многопрофильность (одна из черт современных организаций) приводит к соче- танию всех этих задач в одном объекте – организации. Раньше был возможен преимущественный прием доку- ментов, отражающих основные задачи организации, и от- каз от приема или частичный прием документов, отража- ющих вспомогательные и обслуживающие функции в силу их однородности и повторяемости. Сейчас нельзя гово- рить о достаточно полном поглощении информации о де- ятельности вспомогательных и обслуживающих органи- заций. Возникает необходимость расширения приема до- кументов типичных организаций, то есть выполняющих однородные, повторяющиеся функции. Современные организации оцениваются с точки зре- ния уникальности деятельности, новизны продукции, товаров, услуг, конкурентоспособности, участия в меж- дународных и региональных программах, работы в эк- стремальных условиях, особо важной роли в развитии определенной сферы деятельности в стране или конк- ретной территории, масштаба деятельности и др. Таким образом, в настоящее время критерий «фун- кционально-целевое назначение организации» рассмат- ривается с двух точек зрения: особая роль организации и типичность (однородность, повторяемость) организа- ций в системе управления. Этот критерий продолжает уточняться. Критерий значения содержащейся в документе ин- формации в настоящее время рассматривается с точки зрения отбора уникальной и типической информации, то есть общего и единичного. С точки зрения экспертизы ценности документов наиболее значимые явления, собы- тия должны быть представлены большим кругом доку- ментов, с наибольшей полнотой принимаемых на госхра- –13– нение. Есть события, значимость которых для общества определяется сразу же (например, Чернобыль, выборы первого президента РФ – уникальные события), как и явлений однородно типичных, соединяющих в единое це- лое общее и индивидуальное (выборы президента РФ). Критерий вида документа – группа документов од- ного наименования, общего назначения и единого форму- ляра (вида) непосредственно связана с определенной фун- кцией и имеет определенную устойчивую информатив- ность или ценность. В современных условиях появляют- ся документы, соединяющие в себе функцию и информа- цию ряда ранее самостоятельных видов документов (на- пример, бизнес-план – и план, как таковой, и финансовый документ). Отмечается появление «безноминальных» до- кументов в связи с применением компьютеров (инфор- мация, сведения, данные просто перечисляются без ука- зания вида документа). Все это должно стать предметом изучения документоведов и архивистов. Критерий подлинности документа. Подлинник подлежит первоочередному приему на хранение по срав- нению с копиями, которые отбирают только в необходи- мых случаях. Àвтоматизированные технологии приве- ли к тому, что появились аутентичные документы, то есть несколько экземпляров подлинника, которых мо- жет быть сколько угодно. Отбор лучшего по качеству документа производится на основании критериев вне- шних особенностей. Критерии оценки документа применяются в комп- лексе. С самого первого момента выработки признаков определения ценности документов в экспертизе действует правило: - для отбора документа на хранение достаточно хотя бы одного критерия ценности; - для отбора документа на уничтожение необходимо применять всю совокупность критериев. –14– Новых критериев оценки документов в настоящее время не предлагается. Речь идет о тех или иных аспек- тах применения критериев, их иной интерпретации, то есть не теоретической, а методической стороне вопроса. 1.2. Система нормативно-методических пособий, применяемых при экспертизе ценности документов и комплектовании ими государственных архивов В систему пособий по оценке и отбору документов входят: списки источников комплектования государ- ственных архивов, перечни документов, методические рекомендации. Перечни и списки являются рабочими инструментами, применяемыми в практике комплекто- вания государственных архивов. В отечественном архивоведении сложилась систе- ма перечней, то есть совокупность связанных между со- бой справочных пособий по определению сроков хране- ния документов. Перечни типовых документов выделя- ют типовой состав документации, характерный для всех или абсолютного большинства учреждений, организаций, предприятий. Для ведомственных перечней характерна более детальная дифференциация сроков хранения по звеньям системы, то есть организациям одного ведом- ства. Перечни, являясь средством унификации сроков хранения документов, одинаковых по назначению и виду, играют регулирующую роль в применении единых тре- бований к оценке документов. В настоящее время применяется 3 типовых переч- ня (Перечень типовых управленческих документов, об- разующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2000 г.; Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и про- изводственной деятельности организаций, с указанием –15– сроков хранения, 2007 г.; Перечень документов, подле- жащих приему в государственные архивы СССР, 1973 г.), а также 17 ведомственных перечней и примерных но- менклатур дел, разработанных в конце XX – начале ХХI века. Целый ряд ведомственных перечней нужда- ется в переработке или потерял самостоятельное значе- ние в силу ликвидации соответствующих министерств и ведомств. Примерные списки организаций-источников комп- лектования – справочники по отбору организаций – по- зволяют архивистам установить, фонды каких учреж- дений подлежат и не подлежат отбору на государствен- ное хранение, и из каких организаций документы надо принимать выборочно. Перечни документов и примерные списки явля- ются нормативно-методическими пособиями для со- ставления номенклатур дел и списков источников ком- плектования. В большинстве архивов списки источников комплек- тования традиционно ведутся в листовой и карточной фор- ме. Внедрение автоматизированных архивных технологий позволяет создавать БД по источникам комплектования. На сегодняшний день это является актуальной задачей. В 2004 г. ВНИИДÀД, ГÀРФ и РГÀЛИ при участии Росархива начали работу по теме «Разработка экспери- ментальной автоматизированной базы “Состав и сроки хранения документов, образующихся в организациях”». Особенностью этой БД является то, что база не просто создается и ведется на основе имеющейся информации (перечней документов, примерных номенклатур дел, ре- шений ЦЭПК, законодательных актов), но и соединяет в себе процессы создания данной информации, ее уточне- ния, ввода, ведения, поиска. Современное архивное зако- нодательство закрепило за архивной службой право ут- верждения и согласования типовых и ведомственных –16– перечней документов. Создаваемая БД должна быть при Росархиве и носить межведомственный характер, что- бы ее пользователями могли быть не только архивные учреждения, но и другие организации. БД является мно- гофункциональной, она должна постоянно корректиро- ваться ввиду изменений в управлении, документирова- нии, сроках хранения документов. Все сведения БД будут основаны на законодатель- ных, нормативных, методических документах и иметь ссылки на них. Эта БД сможет дать современное реше- ние проблемы отбора документов на хранение и унич- тожение с точки зрения теории, методики и практики. Проблемы возникнут из-за межведомственного значе- ния БД (юридические, финансовые, организационные). Кроме этого, имеется система методических разра- боток по вопросам экспертизы ценности документов и комплектования госархивов, в которых обобщается на- копленный опыт практической работы и результаты научных исследований. На сегодняшний день наиболее актуальным является изучение проблем: отбора доку- ментов с повторяющейся информацией, отбора массо- вых документов (в том числе документов по личному составу), выборочного приема документов. 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРÀННОСТИ ДОКУМЕНТОВ Обеспечение сохранности архивов и архивных до- кументов – важная государственная задача. Решение этой сложной задачи обеспечивается за счет комплекс- ного подхода, включающего правовые, организационные, научно-методические и технические аспекты сохране- ния документов. Важное место в этой системе занимает использование эффективных технологий. Остановимся на некоторых из них. 2.1. Противопожарная безопасность Пожары в архивах и библиотеках как в России, так и во всем мире заставляют специалистов постоянно ис- кать новые средства и методы защиты и борьбы с ог- нем. Наиболее актуальным в системе мер противопо- жарной безопасности является выбор средств пожаро- тушения. Как известно, при пожаре в Àкадемии наук от огня пострадало 3 тыс. книг, а от воды при тушении пожара – 2 млн ед. хр. Система архивного пожаротушения должна отве- чать следующим требованиям: 1) применяемое вещество должно обладать высокой тушащей эффективностью при минимальном его ко- личестве и стоимости и минимальном воздействии на материалы; 2) оно не должно нанести существенный, неустранимый ущерб для документов, людей и помещений архива; 3) система должна легко и быстро приводиться в ра- бочее состояние, быть надежной в эксплуатации. Должно быть исключено ложное срабатывание. –18– В ходе научно-исследовательской работы, проведен- ной Центром по безопасности культурных ценностей Министерства культуры РФ, изучалось влияние веществ, применяемых в средствах пожаротушения, на различ- ные объекты архивного и музейного хранения, в том числе на бумагу. Результаты показали следующее: газо- аэрозольные системы абсолютно неприменимы в архи- вах. Они прекрасно справляются с огнем, но выделяют при этом очень агрессивное вещество, которое уничто- жает бумагу. Порошковые средства можно использовать только в том случае, если документы хранятся закрытыми в шкафах, сейфах и т. п., так как применяемый порошок практически невозможно счистить с бумаги, особенно с низкосортной. Углекислотные системы безопасны для культурных ценностей, но ядовиты для людей. Они требуют после- дующего газоудаления, к тому же, способны самопроиз- вольно срабатывать. Всем требованиям удовлетворила разработка Ин- ститута низких температур – система на тонкораспы- ленной воде (производства московского завода «Спецав- томатика»), которая практически не оказывает разру- шающего воздействия на бумагу и безопасна для лю- дей. Тонкораспыленная вода тушит пожар, а ее воздей- ствие, незначительное по объему, на документы носит обратимый характер, через несколько часов практичес- ки не обнаруживается (около 6 час.), время тушения не превышает 20–30 секунд. Уже разработаны автоматическая модульная си- стема пожаротушения тонкораспыленной водой, пе- реносная ранцевая система (может подавлять очаги возгорания на расстоянии до 12 метров) и огнетуши- тели, работающие по этому же принципу. В настоя- щее время такой системой уже оснащен Централь- ный архив МВД. –19– 2.2. Защита от воды Это также важный фактор сохранения культур- ного наследия. Необходимо вовремя выявить появле- ние воды в хранилищах в случаях аварий техничес- ких коммуникаций. За рубежом достаточно широкое распространение получили детекторы обнаружения воды. Некоторые из них работают автономно и охва- тывают определенную зону, другие можно подключить к центральному пульту. Имеются также сигнальные устройства, соединенные с основными водопроводны- ми трубами. Их устанавливают в местах хранения наи- более ценных материалов. Но представим себе, что большие массивы докумен- тов подверглись длительному воздействию воды (навод- нение, авария, тушение пожара). Для массового восста- новления поврежденных водой документов и книг при- меняют метод сублимации. Намокшие книги или дела замораживают в морозильной камере до температуры –25–30 °С (после чего они могут храниться долгое вре- мя), потом помещают в вакуумную камеру, в которой давление откачивается до определенного уровня, затем температуру в камере повышают до 0. В результате лед постепенно испаряется, минуя фазу превращения в воду, то есть происходит процесс сублимации. Такая установка спроектирована НИИ вакуумной техники. В ходе экспе- римента книги, брошюры и другие предметы, изготов- ленные из бумаги разного вида и формата, сначала не- сколько суток находились в речной воде, затем в тече- ние 4–5 часов – на специальной решетке на воздухе. После этого они замораживались до –27 °С и храни- лись в замороженном виде от нескольких дней до не- скольких месяцев. Методом сублимации удаляется влага из предме- тов, изготовленных практически из любых типов бума- –20–

Активность организаций определяется их функциями и целями.

Функции организации изучаются главным образом в рамках системного подхода, а цели - в рамках целевого, известного в менеджменте управления по целям

Основная функция организации - адаптация, рост - развитие. Это понятие охватывает как внешний, так внутренний спектры деятельности организации.

Классификация функций: внешние, внутренние.

Внутренние функции - это самоорганизационный процесс, имеющий отношение к системе оплаты, власти, авторитету в данной организации, психологическому климату, дисциплине, корпоративным культурным ценностям, одним словом, организационной культуре.

Внешние функции определяют активность организации в рыночной, технологической, информационной, правовой, культурной среде. Выживаемость организации - результат двойного функционирования: внешнего и внутреннего.

Функции составляют объективную тенденцию активности организации, они "стремятся" реализоваться всегда, независимо от того, какими целями сопровождается работа и какие групповые интересы задействованы в этом процессе. Цели и интересы могут лишь влиять на степень и качество реализации функций.

Цели – желаемое состояние, которое организация стремится воплотить в реальность

Достижение организационных целей есть результат реализации предназначения организации (миссии), во имя которого люди объединяются и осуществляют совместную деятельность.

Классификация целей организаций

Организационные цели должны удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям:

    максимально соответствовать функциональной природе организации, учитывая потенциальные конфликты этой организации,

    максимально отражать интересы различных субъектов организации.

Классификация целей:

Внешние (официальные),

Внутренние (оперативные).

Официальные цели – цели-декларации, предназначенные для публики, о намерениях, направлениях, тенденциях.

Оперативные цели (итоговые показатели) – это те конечные результаты, которые должны быть получены по окончании какого-то срока. Такие цели лежат в основе режимов, графиков, расписаний.

6. Организация как обучающаяся система

На Западе (в США) интенсивно развивается новое направление - обучающиеся организационные системы. Идея их построения в кибернетике восходит к работам У.Эшби, А. Тьюринга, Н. Винера. Однако первым специалистом, предложившим в 1990 г. идею рассматривать организацию как обучающуюся систему, был П. Сэндж. Ход рассуждений: общеизвестно, что в современном сложном мире организации, особенно с большим числом уровней иерархии, даже в стабильной среде разрушаются. В то время как живой организм обнаруживает значительную приспособляемость. Можно предположить, что приспособляемость живого организма обусловлена его способностью к обучению. Ранее процесс обучения трактовался как последовательность восприятия, накопления, переработки информации, а затем адаптации во внешней среде. Видимо, у живых организмов процесс обучения протекает по-другому, а именно, обучение у человека происходит на основе расширения способностей за счёт изменения инфраструктуры нервной системы. П. Сэндж выдвигает идею обучающей организации, которая бы в процессе функционирования расширяла свои способности, необходимо найти только аналог нервной системы в организации. Этот аналог - компьютерная диалоговая сеть. Идея П. Сэнджа получила широкое распространение благодаря распространению локальных компьютерных сетей. На стыке компьютерной науки и менеджмента выросло новое направление, сущность которого - электронные информационные системы, средства их поддержки, обеспечивающие коллективную работу людей в режиме прямого доступа. Между нервной системой живых организмов и электронной диалоговой системой (компьютерной системой) имеется определенное сходство. Точно так же, как нервная система согласовывает взаимодействие клеток между собой и внешней средой, так и диалоговая система обеспечивает взаимодействие людей между собой и внешней средой в организации. Быстродействие, разнообразие, широкий диапазон технических средств: телефон, телефакс делают компьютерную систему аналогом нервной системы. Характерной чертой диалоговой системы является необходимый уровень разнообразия, что удовлетворяет закону У. Эшби. Закон необходимого разнообразия У.Эшби утверждает, что разнообразие действий управляющего органа должно быть равно или выше сложности управляемого объекта.

Продолжая аналогию далее, можно предположить, что ткани и органы - это группы или отделы в организации; безусловные рефлексы - это унаследованная культура в организации; потоки жидкости - потоки документов и т. п. Таким образом: «мелкоячеистая структура организации с небольшими функциональными единицами, быстроменяющимися временными связями, пронизанная диалоговой сетью, является оптимальной для решения крупномасштабных задач».

Такая структура, расширяя свои способности за счет изменения инфраструктуры диалоговой системы, обнаруживает организационные знания, организационную память и новое организационное поведение.

Наличие диалоговой системы дает возможность общения людей независимо от традиции, настроения, пространственных, временных, иерархических барьеров. Управление становится более мягким внешне, но жестким изнутри, превращаясь из централизованного регулирования и контроля в координацию и влияние.